Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
♦ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
♦ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
♦ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
♦ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
• дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
— формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
— повышение интереса родителей к самообразованию;
— удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
— повышение уровня педагогической культуры родителей;
— активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
— развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
— охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
- Родительская любовь и ее роль в воспитании детей.
Наши дети еще не были взрослыми. Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми, исходит из опыта взаимодействия, прежде всего со своими же родителями. Взрослый, находящийся рядом, — это и пример для ребенка и помощник в формировании образа мира.
Важным условием эффективного воспитания в семье является родительская любовь.
Способы выражения любви к своему ребенку.
- Больше контакта.Дети с рождения нуждаются в контакте с родителями. Младенцы хотят чуть ли не круглосуточно быть у мамы на руках, дети постарше — обниматься или сидеть на коленях. Подросткам не так нужен физический, как эмоциональный или зрительный контакт. Обнимайте и целуйте детей, смотрите на них, подбадривайте и поддерживайте. Если на это нет сил, можно взять ребенка за руку, погладить его или ласково назвать. Когда ресурса нет даже на это, честно скажите детям, что вот прямо сейчас неважно себя чувствуете, поэтому не можете обниматься или говорить приятные слова. Дети прекрасно все понимают и смогут подождать, пока вы наберетесь сил. Ваша честность покажет, что вы доверяете ребенку и относитесь к нему как к равному.
- Эффективное времяпрепровождение.На самом деле важно не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а чем именно вы с ним занимаетесь. Условно говоря, лучше полчаса почитать книгу, активно погулять или поиграть в настольные игры, чем 2 часа смотреть в телефон, пока ребенок копается в песочнице. Придумывайте совместные занятия, которые будут интересны и вам, и ребенку. Именно такое времяпрепровождение показывает детям, что вы их любите, хотите быть рядом с ними и уважаете их интересы.
- Больше ответственности.Делая что-то за ребенка, мы показываем, что не верим в него и его силы. Если доверяем выполнение простых поручений или разрешаем самому одеваться и выбирать одежду, то понятно, что доверяем. Что может делать ребенок и с какого возраста, зависит от его особенностей. Одни дети уже в три года могут помогать маме готовить, а другие созревают для этого только к школе. Но очень важно не переборщить: если мы перекладываем на ребенка слишком много ответственности, с которой он еще не в состоянии справиться, мы подрываем его веру в себя — ему кажется, что он подвел маму, которая доверила ему выполнение важного задания.
- Личное пространство.Покажите ребенку, что уважаете его, его границы и личное пространство. Не берите его вещи без спроса, не обнимайте и не целуйте без разрешения, спрашивайте его мнение и, если сравниваете, то только с ним самим, а не с другими. Это показывает, что вы уважаете ребенка, цените и любите его.
И обязательно говорите детям о том, что вы их любите!
Что делать родителям для улучшения отношений с ребенком?
- Интересуйтесь жизнью и увлечениями ребенка.Старайтесь задавать ребенку не только вопросы, которые бы касались его учебы, но и вопросы о повседневной и личной жизни. Если подросток не хочет вам сообщать некую информацию, то, значит, нужно оставить его с этим вопросом в покое и не пытаться вытянуть силой. Когда придет время, он сам поделится с вами. Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час или даже несколько минут, когда вы отложите все свои дела и ваше внимание будет полностью принадлежать ему.
- Похвалы много не бывает.Похвала помогает повышению самооценки и настраивает на позитив.
- Поддерживайте.Несмотря на то, что подросток кажется взрослым, он по-прежнему нуждается в вашей поддержке. Поддерживайте подростка во всех начинаниях, и тогда он начнет еще больше стараться, чтобы вы это увидели и похвалили его.
- Разговаривайте по душами находите время для общения.
- Делитесь опытом. Хоть вы и росли в совершенно иное время, но ваш опыт может быть полезен, и эти знания могут пригодиться ребенку. Делитесь опытом ненавязчиво, и тогда подросток быстрее станет чувствовать свою самостоятельность.
- Будьте терпеливы. Чтобы наладить отношения с ребенком, необходимо набраться терпения и настойчивости. Если первый опыт оказался неудачным, то не стоит опускать руки. Семейные отношения невозможно нормализовать за пару дней – необходимо немало приложить усилий, чтобы получить положительный результат.
- Устанавливайте свои границы и правила.
- Будьте примером для подражания.
- Будьте искренни и честны с подростком.
- Делитесь вашими чувствами с детьми. Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.
- Принимайте активное участие во всех занятиях ребенка. Этим вы, с одной стороны, как бы «делитесь собой», с другой – выступаете образцом увлеченного выполнения заданий.
- Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Суицидальное поведение – понятие, включающее в себя суицидальные проявления, попытки (парасуицид) и непосредственно суицид.
Условия возникновения суицидальных настроений.
Парасуициды и суициды у подростков часто носят ситуационный характер, нередко совершаются в ситуации аффекта (предательство, резкое замечание, обида, незаслуженное наказание). Часто суицидальное поведение формируется на фоне депрессивного настроения, ощущения одиночества, непонимания окружающими.
Мысли о смерти у подростков возникают при наличии конфликтов, которые вызывают острые переживания обиды, безысходности, одиночества, гнева. При этом, сознание подростка сужается, он не хочет искать конструктивные способы разрешения данного конфликта либо не воспринимает ранее известные. Подросток считает, что все иные способы, кроме суицида, неэффективны или неприемлемы. Конфликт для него приобретает субъективно неразрешимый характер.
Межличностные конфликты и отсутствие доверительных отношений с родителями и близкими людьми являются основными провокаторами суицидальных поступков.
Родители должны помнить и понимать, что сложные семейные отношения, сочетающиеся с непосредственным знакомством подростка с лицами, покончившими жизнь самоубийством, или членством в суицидальных группах, резко повышают риск суицида. Это больно осознавать, но суицидальное поведение подростков в большинстве случаев спровоцировано неблагополучной обстановкой в семье.
Признаки предрасположенности ребенка к суициду.
- «Живет» в постоянном конфликте (дома, в школе, в кругу друзей). Воспринимает конфликтную ситуацию как безысходную – «ничего нельзя сделать».
- Выражает положительное отношение к смерти, желание мести и пр.
- Считает суицид оперативным, быстрым, эффективным, доступным, распространенным и единственно возможным способом достижения желаемой цели – разрешения жизненной проблемы или кризисной ситуации.
- Самоубийство ассоциируется с позитивными чувствами от его результата (конец страданиям, боли; облегчение; «страдания начнутся у других» – предвосхищение удовлетворенности от чувства мщения). При этом подросток осознает, что это способ страшный, возможно болезненный, непредсказуемый – неизвестно как закончится.
- Позитивно относится к другим людям, закончившим жизнь самоубийством, которых наделяет преимущественно положительными чертами, мотивами, характеристиками.
- Ищет информацию о лицах, совершивших самоубийства, людях, интересующихся данной темой (единомышленников), способах суицида, его последствиях, стремится общаться на соответствующие темы в социальных сетях, и пр.
Как родителям поддержать ребенка в трудную минуту?
- Проявите искренний интерес к его проблемам. Не ограничивайтесь банальным вопросом: «Как дела?». Пусть ребенок почувствует, что вам действительно важно то, что происходит в его жизни. Больше общайтесь с ним на разные темы, интересуйтесь, как прошел его день, обсуждайте то, что его волнует. Больше спрашивайте и слушайте, не перебивая ребенка своими замечаниями и наставлениями. На протяжении рассказа положительно кивайте головой – это придаст ребенку уверенности в своих словах, и он поймет, что вы его внимательно слушаете. Пусть ребенок сначала выскажется, а потом вы вместе аккуратно и тактично будете размышлять над проблемой.
- Не допускайте, чтобы ребенок отстранялся. Если ребенок пришел домой грустный, расстроенный, не ждите, пока он сам решится вам все рассказать. Спросите его, почему он в таком состоянии, скажите, что всегда готовы помочь и выслушать, что вы его очень любите и всегда будете на его стороне. Прежде всего помогите ребенку выразить его чувства: обиду, грусть, боль, разочарование. Плохие эмоции нельзя подавлять в себе, иначе они будут накапливаться, мучить, расшатывать его психологическое состояние, и в один момент весь поток все равно вырвется наружу, только с еще большими последствиями. Если ребенку нужно поплакать – пусть: возможно, ему станет легче. Слезы – это прекрасный способ выплеснуть эмоции. Просто сидите рядом с ним, обнимайте, шепчите утешительные слова.
Если ребенок наотрез отказывается говорить о причине своих переживаний, не настаивайте. Возможно, он пытается пережить все внутри себя и справиться самостоятельно, никого не напрягая. В этом случае просто скажите ему, что он очень сильный, вы верите в него, и он всегда может рассчитывать на вашу поддержку в трудную минуту. Не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Предлагайте свою помощь, даже если он в ней особо не нуждается – так он будет видеть в вас опору и поддержку.
- Не забывайте благодарить. Если ребенок сделал что-то хорошее, даже на бытовом уровне (сходил в магазин, помыл посуду, погулял с собакой), не игнорируйте и обязательно поблагодарите его. Простое «спасибо» даст ребенку понять, что он сделал что-то важное и значимое для вас, и его усилия не напрасны. Ведь обычно дети творят добрые дела от чистого сердца, не требуя ничего взамен. Благодарность очень важна для ребенка, особенно в трудную минуту. Ведь тогда он осознает, что кому-то нужен в этом мире, кто-то им дорожит. Делайте также добро в ответ. Так у вас с ребенком сложатся отношения, построенные на взаимопомощи. А значит, ему будет гораздо проще решить свои проблемы, ведь он будет знать, что вы всегда протянете руку помощи.
- Делайте приятные сюрпризы. Заметив беспокойное или грустное настроение у ребенка, обязательно его чем-нибудь порадуйте. Положительные эмоции всегда перекрывают отрицательные. Бывает, дети не хотят рассказывать о своих проблемах, и выпытывать у них, что случилось, просто бесполезно! Зато, расположив ребенка к себе каким-то знаком любви и внимания, вы с большей вероятностью сможете завязать доверительный разговор и обязательно совместно решить любую проблему.
Поддержка родителей просто необходима ребенку, особенно если он переживает не лучшие времена в своей жизни. Родителям важно и нужно донести до ребенка простую истину: он всегда будет нужен и любим.
- Профилактика правонарушений и преступлений, в том числе по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Наркомания несовершеннолетних, к сожалению, приобретает масштабный характер: среди тех, кто знакомится с наркотиками, не только дети и подростки из «неблагополучных» семей, имеющие проблемы с поведением, но и те, кто не вызывает тревоги у родителей и педагогов.
Справочно.
По итогам первого квартала 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. отмечено увеличение количества расследованных и направленных в суд уголовных дел, подозреваемыми по которым признаны несовершеннолетние, в сфере незаконного оборота наркотических средств (+50%; количество преступлений выросло с 16 до 24). При этом рост наркопреступлений отмечен только на территории г. Минска (в три раза, с 4 до 12). В основном несовершеннолетними совершались преступления, связанные со сбытом психотропных веществ (20 из 24). Учащимися школ и гимназий совершено 11 наркопреступлений, лицеев и колледжей — 11, высших учебных заведений — 2.
Абсолютное большинство наркопреступлений, совершенных с участием подростков, связано с незаконным оборотом особо опасных психотропных веществ – альфа-PVP, пара-метилэфедрон, 4-СМС. Это вещества, потребление которых может привести к летальному исходу даже при первичном потреблении. В свою очередь наступившие последствия в виде смерти потребителя влекут для распространителя уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 25 лет.
Любой родитель стремится обезопасить своего ребенка, но очень часто случается так, что родители даже не подозревают о том, что их сын или дочь становятся втянутыми в наркобизнес.
На что следует обращать внимание родителям?
Что должно вызывать тревогу?
- У подростка появилось много денег (ребенок перестал просить карманные деньги, не просит о пополнении баланса мобильного телефона);
- Покупает дорогие вещи.
- Использует электронные кошельки.
- Имеет карты на других владельцев.
- Попытки регистрации на криптообменных площадках.
- Часто уходит из дома.
- Наличие в телефоне фотографий местности.
- Использует мессенджеры «Vipole», «Telegram».
- Наличие в телефоне приложений, позволяющих определять GPS- координаты и накладывать их на фотографии (например, NoteCam или его аналоги).
- При разговоре использует следующие слова: скорость, гарик, кристалл, меф, алъфач, соль, марафон, приход, кумар и др.
- Использование приложений, основная цель которых — скрыть истинное местонахождение пользователя в сети.
- Наличие электронных весов, пакетиков для упаковки, респиратора.
Вовлечение детей в наркобизнес часто происходит с помощью обещаний большого заработка через интернет. Поэтому родителям следует быть внимательным к тому, с кем общается подросток, находясь в социальных сетях; следует понимать, чем заняты дети в сети Интернет. Специалисты советуют изучать переписку в социальных сетях, обращать внимание на установленные приложения, программы на компьютере или телефоне сына, дочери.
Чаще всего вербовка (вовлечение несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков) подростков происходит через социальные сети («ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Одноклассники») и мобильные мессенджеры («Telegram», «WhatsApp», «Viber», «Skype»).
Если ваш ребенок перестал просить деньги на телефон, карманные расходы, целесообразно заказать детализацию звонков и интернет-трафика.
Очень важно разговаривать с детьми на эту тему! И чем раньше родители начнут обсуждать эти вопросы с детьми, тем лучше. Ведь, как правило, в 14,15 или 16 лет дети уже могут получить предложение о «трудоустройстве».
Следует помнить, что уголовная ответственность за незаконный сбыт наркотиков, предусмотренная статьей 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наступает с 14 лет и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 25 лет.
Постоянно объясняйте ребенку, что единственное решение, позволяющее избежать медицинских и правовых последствий, связанных с незаконным оборотом наркотиков – никогда, ни при каких обстоятельствах не связываться с ними!
- Защита детей от угроз потребления нежелательной информации в сети Интернет.
За последние годы сеть Интернет вошла в нашу жизнь и стала важным современным источником информации и средством общения. Сегодняшние дети уже не представляют себе мир без смартфона или планшета, браузера и онлайн-игр. Поэтому очень важно рассказывать им об основных правилах безопасного использования сети Интернет.
С каким угрозами сталкиваются дети в сети Интернет?
Мошенничество. Признаки интернет-мошенничества бывает непросто распознать даже взрослым. Совершать противоправные действия в сети преступники могут как через сеть Интернет, так и через локальное подключение. Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации определяется статьей 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь. «Мошенничество» и ответственность по указанной статье наступает с 16 лет.
Возможные схемы мошенничества, которым могут быть подвержены дети:
- Поддельные интернет-магазины. В интернете существует большое количество поддельных магазинов, недобросовестных продавцов и лжепредпринимателей, которые могут обмануть, не предоставить товар или завладеть персональными данными для мошеннических действий.
Развитие интернет-торговли нередко вызывает у детей желание не только купить, но и начать продавать товары. Некоторые школьники организуют группы продаж товаров из Китая, например, с площадок Aliexpress, некоторые выставляют на продажу свои поделки, творческие работы, личные вещи, размещают объявления об оказании услуг.
Посоветуйте детям не продавать товары через неспециализированные интернет-сайты, социальные сети, рассылку рекламных сообщений.
- Информация о легком заработке. Сейчас в сети Интернет набирают популярность объявления о легком и высоком заработке для подростков. Зачастую такая работа связана с вовлечением детей в мошеннические или преступные схемы.
Справочно. Все чаще в социальных сетях пользователям стали приходить сообщения с предложениями без особых усилий заработать до 100 долларов за день. Что для этого нужно? Всего ничего, оформить на себя банковскую карту в банке, на который укажет мнимый работодатель, и передать сообщением в сети Интернет полученные реквизиты карты потенциальному работодателю.
Как правило, все общение проходит в сети Интернет без личного контакта. Истории, для чего нужна работодателю банковская карта чужого человека, различны. В основном это необходимость перевода денег на счета в Беларуси, а сам он не может, так как находится в другой стране.
Человек, согласившийся на такие условия сделки, становится так называемым «Дропом» – подставным лицом, используемым кибермошенниками в серых схемах. Дроп – это человек, который соглашается, чтобы его банковская карта стала «транзитной» для денежных средств, украденных мошенниками. Дроп переводит полученные незаконным путем денежные средства с одного счета на другой. Такая цепочка переводов нужна для того, чтобы запутать следы киберпреступников и усложнить работу милиции. Ими в большинстве своем становятся студенты и школьники, испытывающие нужду в финансах. Многие из них не знают, что идут на преступление, думают, что действительно работают, получая заработную плату.
Научите детей:
анализировать любые «привлекательные» объявления на адекватность;
всегда проверять информацию о работодателе, а проверив — настаивать на оформлении официальных трудовых отношений. Если речь не идет ни о чем незаконном, работодатель должен согласиться;
выяснять содержание и условия подработки до мелочей (почему так оценивается, что конкретно нужно делать, что нужно везти, какой товар доставлять);
если что-то смущает – не стесняться спрашивать и выяснять любые подробности;
всегда помнить, что за легкую работу ни один работодатель не будет расплачиваться крупной суммой денег;
обращать внимание на предложения сделать что-то анонимно. Это один из маркеров того, что вас вовлекают в мошенническую схему.
Для защиты детей от опасностей в сети Интернет необходима, в первую очередь, активная позиция родителей.
Рекомендуется совместно с детьми установить ряд правил использования интернет-пространства:
- Определите детям, какие сайты они могут посещать, какие – нельзя. Выберите сайты, которые можно посещать вашему ребенку и заблокируйте доступ к неподходящим материалам.
- Помогите детям выбрать правильное регистрационное имя и пароль. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.
- Объясните детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки, а также не пересылали интернет-знакомым свои фотографии.
- Будьте в курсе, с кем контактирует в интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.
Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.
- Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
- Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.
- Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены. Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из интернета материалам, ведь опубликовать информацию в интернете может абсолютно любой человек.
- Контролируйте деятельность детей в интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и с какой целью. Однако открытое, честное общение всегда предпочтительнее вторжения в личную жизнь.
- Поощряйте детей делиться с вами их опытом в интернете. Посещайте сеть Интернет вместе с детьми. Будьте внимательны к вашим детям! Помните, что никакие технологические ухищрения не могут заменить простое родительское внимание к тому, чем занимаются дети за компьютером.
- Расскажите о существовании фальшивых рекламных объявлений, обсудив с детьми, что такое рекламные программы и мошенничество, связанное с фальшивыми рекламными объявлениями.
- Отслеживайте все финансовые операции, совершаемые подростками в интернете, в том числе заказы, покупки или продажи товаров.
Благополучие наших детей зависит от наших совместных усилий.
I ступень- «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов
№ п/п | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответствен-ные |
1 | 1класс | |||
1.1 | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе | 02.09.2024 | лекция/ практикум | классный руководитель |
1.2 | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника | 26.10.2024 | беседа/ практикум | |
1.3 | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться | 25.01.2025 | дискуссия | |
1.4 | Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка | 22.03.2025 | семинар- практикум | |
2 | 2 класс | |||
2.1 | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка | 26.10.2024 | семинар- практикум | классный руководитель |
2.2 | Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья | 21.12.2024 | круглый стол | |
2.3 | Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка | 22.03.2025 | лекция | |
2.4 | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться | 24.05.2025 | круглый стол/ | |
3 | 3 класс | |||
3.1 | Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям | 26.09.2024 | беседа/ семинар- практикум | классный руководитель |
3.2 | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников | 21.12.2024 | лекция/ | |
3.3 | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни | 22.03.2025 | беседа/ дискуссия/ | |
3.4 | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви | 24.05.2025 | семинар- практикум | |
4 | 4 класс | |||
4.1 | Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников | 26.10.2024 | лекция | классный руководитель, |
4.2 | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие | 21.12.2024 | круглый стол/ дискуссия | |
4.3 | Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером | 22.03.2025 | круглый стол/ дискуссия | |
4.4 | Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире | 24.05.2025 | круглый стол/ дискуссия |
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответствен- ные |
1 | 5 класс |
|
|
|
1.1 | Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе | 26.10.2024 | семинар- практикум | классный руководитель |
1.2 | Тема 2.Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками | 21.12.2024 | круглый стол/ беседа/ семинар практикум | |
1.3 | Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста | 22.03.2025 | лекция/ беседа | |
1.4 | Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета | 24.05.2025 | круглый стол/ дискуссия | |
2 | 6 класс | |||
2.1 | Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка | 28.09.2024 | лекция/ беседа | классный руководитель |
2.2 | Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. | 21.12.2024 | семинар- практикум | |
2.3 | Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях | 22.03.2025 | круглый стол/ дискуссия | |
2.4 | Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период | 24.05.2025 | семинар | |
3 | 7 класс | |||
3.1 | Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе | 29.10.2024 | лекция/ беседа | классный руководитель |
3.2 | Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» | 21.12.2024 | беседа | кл.руков. инспектор ИДН |
3.3 | Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком | 22.03.2025 | конференция/ дискуссия | классный руководитель |
3.4 | Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех | 25.04.2025 | беседа/ семинар практикум | |
4 | 8 класс | |||
4.1 | Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей | 26.10.2024 | лекция/ беседа | классный руководитель |
4.2 | Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности адиктивного поведения (поведения «жертвы») | 21.12.2024 | семинар- практикум | кл. рук. инспектор ИДН |
4.3 | Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения | 22.03.2025 | беседа/ семинар практикум | классный руководитель |
4.4 | Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов | 24.05.2025 | круглый стол/ семинар | |
5 | 9 класс | |||
5.1 | Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе | 26.09.2024 | лекция/ конференция | классный руководитель |
5.2 | Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка | 21.12.2024 | беседа/ семинар- практикум | |
5.3 | Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек | 22.02.2025 | лекция/ беседа/ семинар практикум | |
5.4 | Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков | 26.03.2025 | конференция/ семинар- практикум |
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответствен- ные |
1 | 10 класс |
|
|
|
1.1 | Тема 1. Здоровье — это жизнь Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня | 28.09.2024 | лекция/ беседа/ семинар практикум | классный руководитель |
1.2 | Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку | 21.12.2024 | круглый стол/ дискуссия/ | |
1.3 | Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья | 22.03.2025 | беседа/ круглый стол | |
1.4 | Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе | 24.04.2025 | круглый стол/ дискуссия | |
2 | 11 класс | |||
2.1 | Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии | 26.10.2024 | семинар- практикум |
классный руководитель |
2.2 | Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей | 21.12.2024 | конференция/ беседа/ практикум | классный руководительинспектор ИДН |
2.3 | Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни | 22.03.2025 | круглый стол/ дискуссия | классный руководитель
|
2.4 | Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период | 24.05.2025 | семинар- практикум |
Автор: Тимошенко Наталья Анатольевна,
классный руководитель 6 – 7 классов
ГУО «Ленинская средняя школа
Краснопольского района»
Эпиграф:
Знаешь сам – поведай детям,
Ты за них пока в ответе.
Основная часть:
Современная система потребления информации создает огромный разрыв между реалиями, в которых живут родители и дети. До появления социальных сетей, если у молодежи и появлялось какое-то опасное увлечение, то о нём, как правило, слышали все по радио и телевидению. И если что-то с ребенком происходило, родители хотя бы имели представление об этом. А сейчас все не так. Сейчас, если у молодежи появляется какая-то новая тема, то родители могут быть не в курсе того, что происходит с их детьми. Так происходило со снюсами, когда они были в свободной продаже, а родители даже не знали, что это такое Это все происходило потому, что родители не имели доступа к информации, которая была известна подросткам.
Цель – повышение компетентности законных представителей о вредных зависимостях, а также об их влиянии на жизнь и здоровье ребёнка.
Задачи: совместно с родителями обсудить причины возникновения проблемы вредной зависимости подростка, обсудить возможные способы решения, показать родителям важность сохранения контакта в семье для качественной жизни и здоровья ребёнка;
продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество с учреждением образования.
Ход собрания
Классный руководитель:
Все мы были детьми. Потом мы стали родителями, станем дедушками и бабушками. Каждый хочет видеть счастливыми своих детей.
Как научиться быть счастливым? У подлинного счастья две стороны. Первая – счастья человеческого общения, счастья взаимопонимания. Вторая сторона – это счастье творческого труда, в котором самоутверждается личность. И тому, и другому можно учиться. К сожалению, не умея творчески выразить себя, но желая самоутвердиться любым способом, многие подростки да и взрослые прибегают к «помощи» вредных привычек.
О вредных зависимостях (алкоголизм, табакокурение, употребление и наркотических и иных психотропных средств) можно говорить бесконечно. Даже владея информацией, мы тем не менее часто допускаем ошибки не замечая, что ребёнок уже встал на путь употребления тех или иных вредных веществ. А иногда мы сами, того не подозревая, толкаем его на этот путь.
Сегодня мы поговорим о том, как лучше понять ребёнка. Давайте вернёмся на много лет назад и подумаем: знали ли вас ваши родители, понимали и доверяли ли вы им сами?
Вопросы родителям:
- Обманывали ли вы когда-нибудь своих родителей так, чтобы ложь потом не раскрывалась?
- Имели ли некоторые суммы денег, о которых родители не знали?
- Пробовали ли алкоголь, курили ли? Употребляли запрещённые вещества?
- Встречались ли вы с людьми, заведомо зная, что это знакомство вызывает негативную реакцию у родителей?
- Считаете ли вы действительно серьёзной проблему употребления алкоголя, курение?
Беседа по результатам ответов.
Поэтому сегодня мы и будем обсуждать проблему вредных привычек у детей и также говорить о факторах риска.
Казалось бы, звучит несколько надуманно, ведь мы знаем, что наши шестиклассники и семиклассники не имеют к этому никакого отношения. Мы можем себе живо представить, что если на эту тему будет выступать врач– он будет «запугивать», рассказывать о пагубном влиянии алкоголя, курения и других вредных привычек на здоровье человека. Профилактическая реклама, фильмы в основном показывают изображение органов здорового человека и больные органы зависимого от пагубных привычек человека. Привыкли мы и к рассказам о печальных исходах жизни наркоманов и алкоголиков. Несмотря на большую пропаганду, зависимых от вредных привычек меньше не становиться. Возраст их, к сожалению, молодеет.
Так что же делать? Где искать корень зла? Что каждый из нас может исправить в этой ситуации? Врач безусловно скажет о любом недуге, что чтобы победить недуг, нужно победить его корни.
Цель сегодняшней встречи – найти причины и постараться победить болезнь. А нужно ли искать причины? Вот наш ребёнок: он благополучен и любим, он неплохо учится, у него «положительные» друзья. Мы можем всегда ему помочь. Но всегда ли?
Проводимые опросы показывают, что сегодня каждый третий школьник 16 лет знаком с одурманивающими препаратами не понаслышке, кто-то из них пробовал алкоголь, кто-то уже курит. Возрастная планка начала их употребления с каждым годом снижается. Из них более половины были из правильных благополучных семей. Это повод для размышления.
давайте просмотрим видеосюжеты и поговорим.
Электронные сигареты смертельно опасны. youtube.comhttps://www.youtube.com › watch
Видео о вреде алкоголя youtube.com https://www.youtube.com › watch
Причин подросткового табакокурения и алкоголизма.
Традиционно специалисты выделяют три группы факторов риска, которые могут повышать вероятность раннего приобщения ребенка к алкоголю или курению.
Первая групп – биологические факторы. До сих пор учеными не установлено, существует ли генетическая предрасположенность к использованию алкоголя. Уже давно замечено, что в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма? И гены ли здесь виноваты? Ведь пристрастие к алкоголю детей может быть результатом домашнего воспитания, которое в семьях алкоголиков зачастую далеко от идеального.
В настоящее время точно известно, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме человека вырабатывается недостаточное количество эндорфинов – веществ, ответственных за возникновение у человека положительных ощущений. Люди с этим нарушением подсознательно ищут способ компенсировать недостаток эндорфинов, часто путем употребления алкоголя, никотина и наркотиков. В этом случае даже единственная проба того или иного вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро.
По некоторым данным, у людей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, может быть обнаружено такое нарушение. Оно не является специфическим и может стать причиной любых других форм отклоняющегося поведения, не только химической зависимости. Поэтому если в роду у ребенка были люди, страдающие алкоголизмом, родителям нужно быть чрезвычайно внимательными. Опасность знакомства с алкоголем у такого ребенка многократно возрастает. Необходимо с раннего возраста учить его иным, не наносящим ущерба здоровью способам регуляции своего состояния. Особенно велико в таких случаях значение занятий спортом, повышающее стимулирующих образование эндорфинов.
К биологическим факторам риска раннего приобщения к алкоголю и курению относят также и различные нарушения внутриутробного и раннего послеродового развития ребенка.
Иначе говоря, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорожденного, – все это может сыграть негативную роль в дальнейшем. Так или иначе эти события всегда накладывают отпечаток на развитие организма ребенка, становясь причиной различных функциональных нарушений. Это в свою очередь способствует формированию ощущения физиологического дискомфорта. Став взрослым, человек может использовать химические стимуляторы для снятия этого ощущения.
Особое значение имеют нарушения нервной системы ребенка. Мало кто из родителей обращается к невропатологу из-за того, что ребенок плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, он легко отвлекается. Обычно эти «недостатки» взрослые пытаются преодолевать с помощью воспитательных мер. Такие дети испытывают потребность во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния, а значит, велик риск их раннего приобщения к алкоголю, наркотикам.
Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребенка. В данном случае речь идет об акцентуации характера. Для них характерна резкая переключаемость, невозможность длительное время сосредоточиваться на выполнении задания, быстрая утомляемость, вызванная даже не очень сложной работой. У них отмечаются быстрые перепады настроения, ярко выражена жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем, рано приобщаются к курению и другим «плохим» привычкам. Они отличаются сильнейшим стремлением постоянно быть в центре внимания окружающих. Ради популярности они готовы совершать и те поступки, которые в душе не одобряют. Поэтому они могут использовать алкоголь, курить, пробовать наркотики даже не потому, что им это нравится, а для того, чтобы завоевать авторитет, подчеркнуть свою значимость, особенность, взрослость.
Говоря о биологических и психологических факторах риска, важно понимать, что они могут лишь потенциально способствовать приобщению к алкоголю, курению или наркотикам. Как реализовать этот потенциал, зависит от взрослых, окружающих ребенка. Если они сумеют научить ребенка регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разнообразных источников, не разрушающих его физическое и психическое здоровье, можно говорить о том, что любая химическая зависимость ему не угрожает.
Раннее знакомство с алкоголем или никотином могут спровоцировать и особенности семейного воспитания. Бытует расхожее мнение о том, что риск формирования пагубных привычек выше у детей из неполных семей, там, где есть только мама или только отец. На самом деле состав семьи как таковой играет не такую уж большую роль. Как показывают исследования, среди тех, кто уже в младшем школьном возрасте имеет опыт употребления алкоголя, практически поровну детей из полных и неполных семей. Гораздо большее значение имеет характер атмосферы, складывающейся в доме, наличие или отсутствие эмоциональной близости и доверия между детьми и взрослыми.
Очень опасно воспитание по типу гипоопеки (недостатка внимания и заботы). При этом дети обычно не контролируются взрослыми, оказываются предоставленными сами себе. Это и пренебрежение родителей своими обязанностями, когда, например, важнее общение с собутыльниками, чем с собственным ребенком, и постоянные конфликты между родителями, когда взрослые не могут найти общего языка и совершенно забывают о ребенке. Но, увы, гораздо чаще причина гипоопеки – большая загруженность родителей на работе, когда на общение с детьми в будний день почти не остается времени. В подобной ситуации оказывается большинство родителей.
Опасен и прямо противоположный тип воспитания – гиперопека. В этом случае ребенка с раннего детства опекают, контролируют буквально каждый его шаг, не давая возможности проявить самостоятельность. В результате ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, дети легко подчиняются любому внешнему давлению. Их просто не научили отказываться.
Есть такое выражение: «Мы родом из детства». Наши хорошие и плохие привычки тоже родом оттуда, и то, каких будет больше, во многом зависит от семьи. Семья вполне способна сформировать у ребенка устойчивость к любым негативным внешним влияниям. Но, увы, она может и спровоцировать возникновение пагубного пристрастия.
Таким образом, отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
- социально-педагогической запущенностью, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных умений или в силу испорченности неправильным воспитанием;
- глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильны, грубым, жестоким отношением к нему со стороны родителей;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды.
Просмотр и обсуждение антинаркотического клипа для школ, профилактика пав, наркотиков https://www.youtube.com/watch?v=b-09nVEAREk
Особо хотелось бы остановиться на такой пагубной привычке как
наркомания. Наркомания – это поражение личности, затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования, которое сопровождается в большинстве случаев осложнениями со стороны физического здоровья.
Человек, идущий по пути наркомана: постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества; становится психически не вполне нормальным; теряет друзей, потом семью; не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел; остается без работы; вовлекается в преступную среду; приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает свое тело.
Как же узнать, что ваш ребенок употребляет наркотики? Вот симптомы, на которые вам, уважаемые родители, следует обратить внимание.
- Резкие перепады настроения, которые быстро сменяются апатией, безразличием, нежеланием что-либо делать.
- Изменение ритма сна: в течение дня может быть сонлив, вял, медлителен, а к вечеру, придя с прогулки, проявляет энергичность, желание что-либо делать.
- Изменение аппетита и манеры употребления пищи, у ребенка меняется ритм еды: он может целыми днями ничего не есть, не страдая от голода, и вдруг, придя с прогулки, он может съесть полкастрюли борща, батон хлеба, попросить добавки.
- Раздражительность, нетерпимость, иногда плаксивость, очень часто – агрессивность.
- Неряшливость в одежде.
- Следы от уколов. Если ваш ребенок в жаркий летний день ходит в одежде с длинными рукавами и носить длинные брюки в жаркую погоду, стремится не попадаться вам на глаза, когда руки не прикрыты, есть причина задуматься.
- Изменение размера зрачков, бледный цвет кожи, посторонние запахи.
- Наличие упаковок от лекарств, игл, шприцов или коробка с зеленой травой со специфическим запахом.
И в заключении хочется сказать: помните, что ваш ребенок уникален. Все дети нуждаются в том, чтобы их ценили и считали хорошими. Иногда трудно найти, чем же хорош ребенок, но найти нужно обязательно. На этом хорошем нужно сосредоточиться и подчеркнуть, что он сможет достичь успехов в жизни. Это поможет ему выработать самоуважение. Универсальной защиты от угроз не существует. Поэтому самый лучший способ уберечь ребенка от этого – это участвовать в его жизни.
Приложение 1.
- Советы для того, чтобы Ваши отношения не зашли в тупик!
- Цените откровенность детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
- Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в Вашу пользу.
- Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости. Не подшучивайте над детьми, не высмеивайте их чувства.
- Помните, что Ваша грубость вызовет ответную реакцию! Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны.
- Постарайтесь не говорить об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым Вы унизите его самого. Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом. Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий. Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и, если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации.
- Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи:
- Выяснить, какую ответственность несут несовершеннолетние за определенные виды нарушений. Ознакомить законных представителей, учащихся с уставом учреждения образования, правилами внутреннего распорядка для учащихся.
- Помочь законным представителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.
- Способствовать проявлению дружественной обстановки и взаимоуважения идей среди законных представителей.
Ход собрания
1.Вступительное слово классного руководителя. Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается большое количество преступлений, некоторые из них направляются для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
Обязанности подростка:
- каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование;
- несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе.
Все обязанности школьника отражены в уставе школы.
- Выступление заместителя директора по основной деятельности на тему: «Понятие причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними»
По мнению опытного социального педагога Л.В. Савченко, существуют возрастные особенности несовершеннолетних, совершающих правонарушения, без учета которых трудно обойтись при анализе причин правонарушений и преступлений.
К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино- и видеофильмов. И, конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание.
К 14-16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. Он убежден в том, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Убеждения — это уже позиция. Подросток спорит, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик.
Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяет жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более — суждений.
Следователи по делам несовершеннолетних часто не разграничивают понятия «причина» и «условие» совершения преступления. Одни именуют причины, способствующие совершению преступления, Условиями, другие причины и условия называют одним общим термином — «обстоятельства, способствующие совершению преступлений». Подмена одного понятия другим, непонимание их сущности приводят к тому, что в результате расследования обычно выявляются и устраняются только условия, способствующие совершению преступления, в то время как порождающие преступление причины, оставаясь вне поля зрения следователя, могут привести к новым правонарушениям.
Под причиной следует понимать явление (группу явлений), которое предшествует по времени другому явлению (следствию) и порождает его. Условия же сами не могут породить следствие, но, сопутствуя причинам и способствуя им, содействуют их развитию, необходимому для возникновения следствия.
Преступление – результат совокупного действия комплекса причин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях выявлять все его элементы. На практике, однако, нередко ограничиваются установлением либо одной из причин, либо одного из условий, что не дает возможности составить правильное представление обо всех причинно-следственных зависимостях, которые вызывали совершение несовершеннолетними преступления. Поэтому следователи в представлениях обычно предлагают устранить лишь отдельные условия, способствовавшие совершению преступления.
В совокупности причинно связанных обстоятельств, которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части:
1) непосредственная причина совершения подростком преступления;
2) причины, под воздействием которых сформировалась антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего;
3) объективные и субъективные условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;
4) условия, способствующие проявлению антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступлении.
Антиобщественная направленность личности, рассматриваемая как причина преступления, – это система в той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение.
В ходе расследования каждого преступления, совершенного несовершеннолетним, особое внимание должно быть обращено на выявление степени укоренения в сознании подростка антиобщественной направленности. Без тщательного выяснения этого вопроса нельзя ни индивидуализировать меры воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную работу.
Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности – от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности.
Одни подростки имеют общую преступную направленность личности, им свойственна готовность к совершению преступления, они разрабатывают конкретные планы осуществления преступления или создают для этого условия. У них преобладают привычки к азартным играм, пьянству, дракам, жаргону, пустому времяпрепровождению и т. п. Многие из них в силу деформации психики озлоблены, равнодушны к переживаниям других.
Другие характеризуются общей негативной направленностью личности, во многом схожей с отмеченной в первой группе, но выступают в роли соучастников, а не организаторов преступной ситуации.
Третьи обладают просто неустойчивой личностной направленностью: по месту учебы или работы они характеризуются положительно, однако, подражая другим, совершают преступления.
Подростки, отнесенные к четвертой группе, совершают преступления случайно, вопреки общей положительной направленности личности. Им свойственны лишь отдельные деформации в сфере интересов нравственного или эмоционально-волевого развития. Преступления совершаются обычно под влиянием «детских» мотивов – озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий.
Причины, под воздействием которых может формироваться антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием. Для их выявления необходимо в каждом конкретном случае устанавливать условия жизни и воспитания подростка, взаимоотношения с окружающими, возможные отклонения от нормального развития.
Одна из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя — отрицательное влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и т. п.
Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают порой неформальные связи и группы с антиобщественной ориентацией, так как они могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени.
Активизации внешнего воздействия на формирование в сознании подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т. п.), а также разного рода психические аномалии.
Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитывается пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.
Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с болезнью, занятостью работой в ночную смену и т. д.). Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.
Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, устраивают скандалы в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома.
Условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности, также весьма разнообразны. Остановимся на их рассмотрении подробнее.
Значительная роль в предупреждении правонарушений подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками преступления. Это — обстановка безнаказанности за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное трудоустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне школы, в семье и т. д.
Не всегда вовлекается в работу с трудными подростками, в организацию их досуга, спортивных мероприятий общественный актив: педагоги, спортсмены, студенты, способные увлечь подростков интересным делом. Между тем хорошо зарекомендовали себя такие формы, как приобщение подростков во время школьных каникул к посильному труду, привлечение в клубы подростков, спортивно-трудовые лагеря и др.
III. Знакомство родителей с результатами анкетирования учащихся, обращается внимание на ответ №2: «Что может послужить причиной совершаемых подростками преступлений». Многие из учащихся ответили – семейная ситуация.
Ввод в работу: притча о разумном воспитании.
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила: — Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее? — Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши, — если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.
Задумайтесь. Считаю только любовь, внимание, понимание могут стать надежной опорой в профилактике правонарушений. Только в тесном контакте школы и семьи можно добиться желаемых результатов.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Как – то просматривая фотографии в классе с детьми, одна девочка задумчиво сказала, а знаете, о чем я подумала, ведь у меня много фотографий – все они школьные, хотелось, чтобы не меньше было бы фотографий со своей семьей, посмотрев в ее грустные глаза я поняла, о чем она думает? Любят ли ее, сможет ли она искренне поговорить, довериться. Не намечается ли какой-нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастется в огромный овраг?
Сколько времени вы проводите с ребенком? Существуют ли в вашей семье традиции?
IV.Разыгрывание сценки “Слушание в разных позах”.
Классный руководитель: Мне нужна пара родителей (вызываются в центр класса). Один из вас – родитель, второй – ребёнок. Между вами диалог. Мама спрашивает о прошедшем школьном дне, а ребёнок сообщает о неприятности, случившейся с ним (плохая отметка, подрался, обидели или сам обидел и т.д.). Но разговаривать вы будете в разных положениях.
- Мама сидит, ребёнок стоит. 2. Ребёнок сидит, мама стоит. 3. Оба сидят или оба стоят (выбор) — Выскажитесь с позиции мамы, когда вам комфортнее было разговаривать с ребёнком? Когда по-вашему, он был предельно раскрепощён и откровенен?
А ребёнку какая позиция при разговоре наиболее комфортна? Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения? Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”
Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи. А вот беспечность и безответственность взрослых по отношению к детям приводят к тому, что несовершеннолетние попадают в социально опасное положение, угрожающее их жизни, здоровью.
В школе многое делается по профилактике правонарушений. Проводятся минутки безопасности, классные часы, работает совет профилактики и т.д. Но все же большое педагогическое значение имеет семейное воспитание. Но как показывает анкетирование учащихся им не хватает общения с родителями. А ведь именно любовь, понимание, терпение обеспечивает взаимопонимание с детьми. Поразмышляем над этим вопросом. В чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, где вы ошибаетесь. Почему самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Сейчас они вошли в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным.
Давайте же рассмотрим наши достоинства в воспитании и выведем формулу успеха. Я предлагаю вам вновь собраться в группы за столами и выполнить задание. Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем ласковое имя ребенка, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты! Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общее и нарисуйте такое солнышко для группы, выписав на его лучи все ваши достоинства.
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, безусловно.
Рефлексия.
Классный руководитель: у нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Любите своих детей, будьте с ними рядом, станьте надежной опорой в жизни. Это и есть главная составляющая в профилактике правонарушений. Большое спасибо за сотрудничество!
Цель:
обеспечение партнерства и сотрудничества учреждения образования с законными представителями и общественностью в воспитании и развитии личности учащихся, взаимопомощи между школой и семьёй с целью решения учебно-воспитательных, организационных задач.
Задачи:
— укрепление связи между семьей и учреждением образования, содействием в обеспечении оптимальных условий для воспитания и обучения учащихся и воспитанников учреждения образования;
— привлечение родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности учреждения образования; — проведение разъяснительной работы среди законных представителей несовершеннолетних учащихся и воспитанников об их правах и обязанностях; распространение лучшего опыта семейного воспитания;
— взаимодействие с другими органами самоуправления учреждения образования по вопросам, относящимся к компетенции родительского комитета, с общественными организациями по вопросу сохранения традиций учреждения образования, с педагогическим коллективом учреждения образования по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся.
№ п/п | Повестка дня | Сроки проведения | Ответственные |
1. Выборы председателя и секретаря родительского комитета 2. Рассмотрение и утверждение плана работы родительского комитета на 2024/2025 учебный год 3. Режим работы учреждения образования в 2024/2025 учебном году. Группа продлённого дня. Дошкольная группа 4. Соблюдение делового стиля одежды учащихся. 5. Организация питания в учреждении образования в 2024/2025 учебном году | сентябрь | Соколова Ж.М., заместитель директора по основной деятельности, Новикова Е.А.., председатель родительского комитета
| |
1. Проведение профилактических мероприятий по охране здоровья учащихся (профилактика гриппа, вирусных инфекций). Роль вакцинации. 2. Меры, направленные на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждении. 3. Оказание содействия в подготовке и проведении новогодних и Рождественских мероприятий. 4. Республиканская благотворительная акция «Наши дети». | ноябрь | Соколова Ж.М., заместитель директора по основной деятельности, Новикова Е.А., председатель родительского комитета | |
1. О совместной работе семьи и школы по формированию гражданско- патриотического воспитания обучающихся. 2. Роль родительской общественности в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. | январь | Соколова Ж.М., заместитель директора по основной деятельности, Новикова Е.А.., председатель родительского комитета | |
1. Об оказании содействия в проведении мероприятий, посвящённых празднику Последнего звонка и выпускных вечеров в 9,11 классах. 2. Об организации летней оздоровительной кампании и трудовой практики учащихся. 3. О работе родительского комитета за 2024/2025 учебный год. | май | Соколова Ж.М., заместитель директора по основной деятельности, Новикова Е.А., председатель родительского комитета |
- Новикова Елена Александровна – председатель
- Чернова Наталья Николаевна – секретарь
- Картавая Наталья Леонидовна – член
- Сова Вероника Владимировна — член
- Жукова Галина Аркадьевна — член